С начала января вступил в действие нормативный акт РФ, согласно которому россияне могут скрыть в глобальной сети персональную информацию, если она является недостоверной либо попросту устарела. Но как показала практика, в настоящее время этот закон еще малоэффективен, ведь большая часть запросов была отклонена.
Закон предусматривает право пользователя обратиться к администрации поисковой системы с просьбой об удалении страниц, в которых имеется упоминание о нем. Сами сведения останутся в системе, но будут доступны лишь тем, кому известен адрес. Положения нормативного акта не распространяются на систему внутреннего поиска в социальных сетях. Если система не идет навстречу пользователю, то последний вправе прибегнуть к защите через судебную инстанцию. На практике подобный механизм пока не принес ожидаемых результатов.
Сергей Гребенников, руководитель центра интернет-технологий, обозначил, что отказы поисковых систем вполне объяснимы. Ведь они не в состоянии проверить достоверность информации. А также определить, не нарушает ли ее удаление прав третьих лиц. Следовательно, поисковики действуют в рамках закона, отказывая пользователю.
Позицию Гребенникова поддержали представители Яндекса. Они утверждают, что чаще всего положительное решение принималось в случае обращения пользователей, у которых была погашена судимость. Они представляли справку, и этого было достаточно для удовлетворения их запроса. В преобладающем большинстве других случаев, доля отказов составляла около 80%, а по запросам касательно удаления ссылок на сведения, не соответствующих действительности – более 90%.
Если в сети размещена клевета либо оскорбительные замечания в адрес конкретного пользователя, то заинтересованное лицо сможет удалить их только на основании судебного решения. Но для этого нужно подготовить соответствующее исковое заявление.
Большинство экспертов полагают, что «право на забвение» проще всего реализовать при помощи судебных инстанций. Именно судебные или правоохранительные органы вправе решать, какие сведения нужно убрать из поиска. Они должны разработать действующий механизм удаления ссылок. Такого мнения придерживается Денис Кусков, глава агентства «Telecom Daily».
Александра Репьёва из Яндекс, в свою очередь, заметила, что в законе не учтен фактор общественной значимости определенной информации. По ее мнению, принимая решение об удалении данных, необходимо обязательно учитывать указанный критерий.
Господин Гребенников полагает, что закон нуждается в серьезной доработке. Прежде всего, нужно предусмотреть административную ответственность поисковых систем за отказ пользователю без достаточных на то оснований. По его мнению, штрафные санкции должны применяться как к руководящему составу, так и к рядовым сотрудникам, допустившим правонарушение. Кроме того, не будет лишним привлечение к его исполнению контролирующих органов, к примеру, прокуратуры.