Антикризисный PR

Экономическая нестабильность в стране, непредсказуемая ситуация с курсом валют, постоянный рост цен, снижение уровня доходов организаций и предприятий значительно обостряют конкуренцию во всех сферах бизнеса и жизнедеятельности бизнес-структур, небольших фирм и индивидуальных предпринимателей. В условиях предоставления различными компаниями услуг на одинаково высоком уровне и организации ими качественного сервиса преимущество остается за тем предприятием, которое обладает лучшей репутацией и узнаваемостью на рынке.

В связи с этим в современном информационном обществе, где каждый человек перед совершением покупки или заказа какой-либо услуги обязательно поинтересуется о благонадежности продавца, репутация компании начинает играть ключевую роль. Как показывают многочисленные примеры, даже малейшая негативная информация, опубликованная в СМИ, интернете или распространенная через телевизионные ресурсы, способна привести к существенным финансовым убыткам и даже понизить котировки акций предприятия.

Упоминание в интернете (отзывы и комментарии на сайте, материалы в блогах) в негативном свете какого-либо отдельного продукта или услуги, предоставляемой организацией, способно повлиять на уровень продаж и даже привести к полному отказу потребителей от товара с плохой репутацией. Особенно это критично для небольших фирм, которые имеют узкий профиль деятельности и их выживаемость на рынке практически полностью зависит от сформированной репутации – положительные отзывы клиентов, рекомендации знакомых, воспользовавшихся услугами предприятия, стабильно высокое качество продукции.

В случае сформированного положительного имиджа компании на рынке ей легче преодолевать различные кризисы, связанные с ее деятельностью. Ведь ни одно предприятие не застраховано от возникновения чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев на производстве, возникновения брака в продукции, неудачах с запуском нового товара или, например, выявления нарушений в деятельности организации органами госконтроля.

Кроме того, против любого юридического лица может вестись целенаправленная информационная война, цель которой – «потопить» конкурента и занять его место на рынке. В таких ситуациях первый удар наносится именно по репутации компании, которую обязательно надо очернить и желательно этот факт донести до максимально возможного количества людей. Поэтому «уничтожение» имиджа предприятия – обычно отлично спланированная акция сторонней организации, эффективно противостоять которой крайне сложно.

Целью информационной кампании может стать и отдельный бренд или конкретный продукт, выпускаемый предприятием. Задача такой атаки – отбить желание потребителей приобретать данный товар и отдать предпочтение продукции конкурентов.

Кризис репутации

Лучшим средством противодействия снижению репутации фирмы является антикризисный пиар, направленный на формирование положительного общественного мнения о компании и предлагаемых ей товаров и услуг. О вероятности попадания предприятия в кризисную ситуацию, которая грозит ему непредвиденными финансовыми-экономическими затруднениями, могут свидетельствовать следующие факторы:

  • Появление публикаций (в интернете, СМИ) негативного характера.
  • Проведение внезапных проверок со стороны органов надзора и контроля.
  • Быстрое и успешное развитие бизнеса, что может вызвать зависть со стороны конкурентов и послужить причиной начала ими работы по уничтожению процветающей компании.
  • Падение прибыли и потеря старых клиентов.

Предпосылками кризиса репутации могут быть и внутренние проблемы бизнес-структуры:

  • Проведение реорганизационных мероприятий и принятие непопулярных мер (увольнение сотрудников, продажа активов, предоставление внеплановых отпусков «за свой счет»).
  • Наличие группы акционеров или сотрудников, недовольных проводимой компанией политики.
  • Преобладание в персонале т.н. «удобных специалистов» (люди, с которыми удобно общаться, при этом их профессиональные навыки могут находиться на посредственном уровне) над «сотрудниками для работы» (высококвалифицированные специалисты, способные высказывать собственное мнение при решении различных проблем и уверенные в своем профессиональном мастерстве).
  • Наличие «пропасти» между персоналом и руководством предприятия, распределение ответственности за принятие решений.
  • Невозможность подбора необходимых кандидатов на вакантные должности в течение длительного времени.

При наличии данных проблем для начала разрушения компании и потери ей имиджа достаточно будет любой «искры», в качестве которой может выступить простая негативная публикация.

Виды кризисных ситуаций

Выделяют несколько основных видов кризисов, которым могут подвергнуться компании, среди них:

  • Технологический кризис – возникает при использовании несовершенного оборудования и технологий, в результате чего повышается риск аварий, сбоев в работе. В итоге предприятие теряет свои позиции на рынке.
  • Кризис менеджмента – проблемные ситуации возникают по причине неверных управленческих решений, а также непродуманной системы их внедрения.
  • Конфронтационные кризисы – их причиной является повышенная конкуренция на рынке, когда одна компания использует всевозможные средства по вытеснению своего «противника» с рынка.

Более мелкие фирмы и индивидуальные предприниматели преимущественно сталкиваются с конфронтационными кризисами и проблемами потери клиентов, связанных с понижением качества своих товаров и услуг, а также лучшими предложениями со стороны конкурентов.

В зависимости от проблемной ситуации, с которой столкнулась компания, разрабатывается и соответствующая стратегия поведения бизнес-предприятия, ведь каждый случай требует выполнения определенного сценария поведения организации. Однако вне зависимости от вида кризиса любая организация знакома с главной проблемой – нехваткой времени, так как действовать необходимо быстро и грамотно, иначе последствия могут быть необратимыми.

Мероприятия антикризисного пиара

В целях сохранения репутации компании, а также минимизаций последствий возникшего кризиса, наиболее эффективными PR-действиями являются:

  • Нейтрализация публикуемой негативной информации, которая может достигаться за счет:

— устранения источника распространения негативных сведений – шантажа, подкупа, угроз и др. доступных способов;

— ликвидации ретранслятора, чаще всего в его роли выступают СМИ, ТВ-канал, конкретные интернет-ресурсы;

— переключения внимание целевой аудитории на другую проблему, для чего обычно «заказываются» специальные статьи или репортажи.

  • Коррекция негативной информации. В данном случае кризисный пиар предполагает публикацию похожих сведений, но содержащих более мягкие формулировки и объяснение причин возникшей ситуации. Эффективным средством смягчения «негатива» являются и комментарии независимых экспертов, которые также направлены на разъяснение аудитории причин постигших компанию проблем.
  • Проведение внутренних профилактических мероприятий, которые предполагают работу с сотрудниками в целях исключения паники и объяснения им, что кризис является временным явлением. К обязательным мероприятиям относится и разработка антикризисной программы предприятия с демонстрацией ее персоналу.

К внутренним мероприятиям относится и создание т.н. «системы управления слухами», которая предполагает разработку способа быстрого получения сотрудниками организации ответов на наиболее актуальные проблемы.

Основные принципы PR в кризисных ситуациях

Для проведения эффективной антикризисной PR-кампании необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Оперативность и работа на опережение, ведь в начальной стадии кризиса предприятие находится в положении «виноватого» и ему необходимо быстро дать грамотный и продуманный ответ. Любое промедление способствует формированию информационного вакуума, который обычно заполняется негативной информацией, что еще больше вредит репутации организации.
  • Готовность к сотрудничеству со СМИ и предоставление максимальной достоверной информации, ведь любые ложные распространенные сведения от компании будут через какое-то время вскрыты, что нанесет непоправимый удар по предприятию.
  • Перехват инициативы – предполагает публикацию даже негативной информации непосредственно самой организацией, иначе этим воспользуются конкуренты и эффект от их данных будет гораздо ощутимее. Даже при самостоятельном оглашении сведений, способных нанести вред репутации, организация остается в выигрыше, так как появляется возможность предоставить аудитории собственную трактовку происходящих событий.
  • Проведение работы с широкой аудиторией – предполагает общение не только со СМИ, но и с потребителями, клиентами, сотрудниками и партнерами компании, различными сторонними организациями.

Стоит также помнить, что при проведении антикризисного пиара не допускается:

  • Полное замалчивание имеющихся проблем и надеяться, что ситуацию удастся мирно разрешить.
  • Вступать в переговоры с конкурентами или с теми СМИ, на страницах которых была опубликована негативные сведения.
  • Экономить на проведении PR-акции и останавливать ее ход.

В то же время наиболее эффективным способом противостоять возможному кризису репутации является проведение долгосрочного антикризисного управления, которое предполагает разработку мероприятий по прогнозированию и возможным сценариям развития рынка и действиям потенциальных конкурентов.

Антикризисная программа также предполагает и разработку плана действий руководства и персонала компании, поэтому немаловажное значение приобретает и соответствующая подготовка сотрудников предприятия, которые должны уметь успешно действовать в различных ситуациях.

Необходимо учитывать, что управление репутацией компании, индивидуального предпринимателя или иной организации, а также реализация антикризисных пиар-акций напрямую влияют на будущее предприятия и от них зависит процветание, успех и достижение новых бизнес-высот. Поэтому любому предприятию крайне важно работать над созданием своего положительного имиджа, поддерживать его и не допускать действий, способных ему навредить.

Поделитесь в соц. сетях:

Начните с аудита репутации

Мы занимаемся управлением репутации в сети профессионально и долго. В нашем арсенале есть все необходимые и проверенные опытом онлайн инструменты, чтобы быстро и эффективно провести аудит репутации вашей компании, бренда или персоны.

Узнайте на каких ресурсах упоминается ваш бренд, чем делятся ваши клиенты (или конкуренты), на какие отзывы может наткнуться ваш потенциальный клиент.

Заказать аудит
Это БЕСПЛАТНО!

НОВОСТИ И ОБЗОРЫ ОТ ЭКСПЕРТА ORM

ORM (Online Reputation Management) - относительно новая сфера онлайн менеджмента. Мы считаем себя пионерами репутационного менеджмента в России, глубоко изучаем все события в данной отрасли. Регулярно размещаем интересные статьи и обзоры, рассказываем об ORM, SERM и всех новых инструментах, которые способны формировать правильный имидж вашей компании и поддерживать репутацию в сети