Реальный и одновременно виртуальный портрет предприятия, который воздействует на мнение окружающих потребителей, и есть имидж компании. Поведение компании по отношению к своему клиенту находит отражение в ответной реакции, оно может быть как положительным, так и отрицательным. Из этого формируется деловая репутация.
Предыстория появления понятия имиджа компании
Еще не так давно никто не придавал значения имиджу, отдавая приоритет рекламе, главной целью которой было продать как можно больше товара. Бизнесмены видели смысл своего предприятия только в получении прибыли. Лишь на исходе 80-х годов минувшего столетия появились первые «ростки» – исследования отношений управления и персонала. Заговорили о стратегии развития компании, о ценностях, которые должны иметь место в бизнесе. Есть факты, указывающие на то, что первые разработки в сфере корпоративного имиджа были произведены в середине ХХ столетия в странах Западной Европы, Северной Америки и Японии. В то время и появилось это понятие, но оно рассматривалось только для крупных корпораций. Тогда начинали использовать определенные словосочетания, чтобы продемонстрировать уникальность своей компании.
Из чего состоит имидж компании?
Имидж материален и нематериален одновременно. Его материальная часть представляет собой конкретный предмет, который можно попробовать, понюхать, прикоснуться, рассмотреть, взять в руки. Нематериальная – отношение к продукту и компании, которая его предлагает. Ассоциации при упоминании, созерцании или обладании формируют устойчивое представление о компании.
Основа имиджа
Создание имиджа предприятия или компании требует разработки стратегии, последовательных действий. Если у компании есть свой стиль работы, налажены взаимоотношения в коллективе, с партнерами поддерживаются честные деловые отношения, это является основой для будущего имиджа. Для завершения его создания необходимы атрибуты, которые должны принять официальный статус:
- Наименование компании.
- Статичная картинка – эмблема.
- Марка (товарный знак).
С одной стороны, имидж компании – это формирование у клиентов позитивного отношения к «лицу» компании, признание ее лучшей среди аналогов. В этом главная роль отводится внутренней жизни коллектива предприятия, основанной на дружеских отношениях, взаимном уважении, внимании друг к другу, готовности прийти на помощь коллеге. Здоровая психологическая атмосфера в коллективе плюс качественный продукт, который предлагает компания, влияют на формирование имиджа. Эти признаки являются дополнительными элементами для преобразования компании в престижное предприятие. Вторая сторона является следствием первой. Насколько активна или пассивна будет компания, такое же поведение можно ожидать и от клиента. Чем больше у него будет положительных эмоций, чем привлекательнее будет выглядеть в его глазах компания, тем позитивнее будут его ответные действия. Уровень активности покупателя или пользователя услуг можно определить по его участию в рекламных акциях, конкурсах, розыгрышах. Если клиент ведет себя равнодушно или негативно, это означает, что у компании отрицательный имидж. Иными словами, она не престижна, поэтому теряет своего потребителя. Уменьшается спрос на продукт, доходы падают, о прибыли можно и не мечтать.
Позитивный и негативный имидж требуют продолжения
В первом случае все выглядит радужно, компания имеет свое лицо, успешно продает свой продукт. Но это не означает, что имидж уже создан и можно почивать на лаврах. Нужно продолжать работу для его устойчивости.
Второй случай – это сигнал тревоги, свидетельствующий о том, что предприятию угрожает полный крах. В обоих случаях нужно помнить об основах самого понятия имиджа и продолжать над ним работать. Ошибочное мнение о том, что имидж, созданный вместе с организацией компании, не требует дальнейших действий. На самом деле технология создания имиджа – это серьезная работа, требующая внимания и знаний. Имидж нуждается в совершенствовании, обновлении, преобразовании.
Имидж предприятия: от создания до реорганизации
Имидж компании или организации – это категория, состоящая из комплекса материальных и нематериальных элементов, она представляет собой организм, который растет и развивается. В ходе развития он проходит следующие этапы:
- Первый этап: образование компании, которая ставит амбициозную цель добиться известности и выйти в число лучших среди конкурентов.
- Второй – ранний этап. Получение первого успеха, признание среди клиентов, успешная реализация товаров или услуг.
- Третий этап: период активного развития, дальнейшее формирование популярного имиджа организации. Применение инновационных технологий, расширение границ деятельности, выход на более широкий рынок.
- Четвертый этап: реорганизация или преобразования. Этот период может быть в двух вариантах: закрытие компании и сворачивание бренда. Второй: преобразования, согласно требованиям времени. На основе старого бренда создается обновленный.
В проекте развитие бизнеса обозначены функции, которые предстоит выполнить компании, их можно представить в форме миссии.
Имидж фирмы состоит из миссии, видения и философии. Чем уникальнее миссия, тем больше шансов у компании на длительную деятельность. С учетом имеющегося потенциала миссия раскрывает реальное настоящее и предвидит будущее.
Политика имиджа организации на первом этапе
В каждом отдельно взятом периоде создания имиджа организации разрабатывается соответствующая политика. Когда запущен процесс первого этапа, и он подходит к завершающей стадии, следует разработать стратегию следующего.
Первоначальные действия: название компании. В нем должен содержаться не только главный смысл и направление деятельности, а и задан тон на будущий успех. Наименование должно быть уникальным, позитивным, лаконичным, точным, отражать энергетический потенциал и лицо компании. Каждый человек представляет собой отдельную личность с неповторимыми признаками: внешними и внутренними. От этих качеств зависит отношение к нему со стороны окружающих. Можно провести подобную аналогию и с имиджем компании, который должен отразить его специфические особенности и отличительные черты. Если компания ставит перед собой цель достичь высокой прибыли, она не должна затеряться среди тысяч подобных компаний. Для этого должен быть заложен хороший старт – уникальное название и разработка дизайна товарного знака. Это станет главным элементом рекламы, которая будет продвигать компанию по пути к успеху. Это благотворно отразится на имидже организации.
Первый этап проходит по таким принципам:
- Создать образ чертами: обязательность, ответственность за данное обещание.
- Предлагать услуги и воплощать их в реальность.
- Рассчитывать свои силы и не браться за то, на что не хватит сил, средств и времени (лучше меньше, да лучше).
Важным моментом, который нужно учесть на первом этапе, является соблюдение этики: профессиональной, деловой, в отношениях между сотрудниками, партнерами и потребителями.
Утверждение компании в своих позициях
Пока завершался первый этап, компания уже готова к следующему. Второй этап, именуемый периодом раннего развития, означает не столько ранний, сколько развивающийся. Ведь компания уже создана, наступило время для активного продвижения продукта. Нужна разумная политика в плане расходов средств на рекламную деятельность, без которой невозможно создать положительный имидж компании.
На этом этапе внедряются формы, вносятся изменения во внутренний имидж: проведение корпоративных праздников, юбилеев, празднование знаменательных дат в жизни отдельных сотрудников. Этот момент является прекрасным инструментом для устранения текучести кадров.
Одним словом, необходимо создать о себе «добрую славу», и если поведение в коллективе явит собой пример для подражания, то такая слава обеспечена. Она очень сильно сработает на формирование положительного имиджа.
Внешний облик компании, применение товарного знака
Во внешнем имидже – эмблеме, марке, товарном знаке, девизе, слогане изменений не требуется. Наступает время его активного применения. Для этого используются дополнительные внешние рекламные формы, привязанные либо к юбилеям компании, либо к знаменательным календарным датам, в частности, государственных, религиозных или народных праздников (новогодние, рождественские, проводы зимы). Используются буклеты, рассылаются письма, раздаются листовки, значки с изображением бренда компании.
Этап развития характерен проведением презентаций, выставок-продаж, благотворительных акций, предложением скидок, бонусов для постоянных клиентов, особым отношением к vip-клиентам, для которых специально разрабатываются акции и эксклюзивные предложения. Это способствует созданию положительного имиджа компании.
Инновационные технологии на службе имиджу компании
Начинается третий этап активного развития. В этот период внедряются инновационные технологии, направленные на усовершенствование процессов работы компании. Повышение квалификационного уровня сотрудников, проведение исследований, поиск новых решений. Под товарным знаком открываются филиалы, за счет чего создается разветвленная сеть, тем самым расширяется сфера влияния, повышается популярность бренда. Таким образом, происходит дальнейшее формирование позитивного имиджа организации и его надежное упрочение на рынке товаров и услуг.
Разворачивается масштабная рекламная кампания, использующая накопленный опыт плюс новые элементы. Основой рекламы становится убеждение клиента в необходимости сотрудничества. Для этого необходимо взаимодействие, которое проверяется на прочность обратной связью.
Пик развития имиджа предприятия
Товарный знак уже становится брендом и действенным инструментом продвижения продукта на рынке. Пик развития третьего этапа характерен вхождением в другие сферы жизни общества, кроме коммерческой. Это мероприятия территориальной общины, конкурсов, шоу, где предприятие принимает участие в качестве спонсора или члена судейской коллегии. Широко применяется социальная реклама, в которой компания оказывает благотворительную помощь.
Улучшение имиджа компании достигается, когда достаточно только взглянуть на марку, услышать мелодию или знакомые словосочетания, и сразу становится ясно, о чем идет речь. Мало того, вызванные ассоциации снова и снова побуждают потребителя обратиться к продукту, без которого он уже не может обойтись.
Продолжается работа по развитию компании, имидж утверждается, работает на прибыль с невероятным эффектом. Постоянные и vip-клиенты (среди них много известных личностей) являются живым «ходячим» дополнением к рекламе. Пользование престижными услугами, посещение известных ресторанов, приобретение брендовых вещей способствует значительному упрочению имиджа компании, предприятия или организации. При этом и потребитель приобретает особый статус, становясь счастливым обладателем брендовой вещи. В этом моменте есть особая суть имиджа, который приобретает связующую силу между компанией и потребителем. Товарный знак становится легко узнаваемым брендом, привлекающим новых потребителей, сторонников компании, уверенных в ее имидже.
Завершающий этап создания имиджа: два пути
В зависимости от первоначальных планов, а также от того, как проходило становление имиджа компании, на самом пике развития необходимо разработать имиджевую политику последнего этапа. Он является для компании судьбоносным, ведь от него зависит главное: будет ли развиваться дальше компания в обновленном образе или завершит свой жизненный цикл и закроет свою деятельность.
Первый вариант: второе рождение компании. По истечении времени прохождения всех предыдущих этапов на рынке и в обществе происходят преобразования. Меняется мода, трансформируются модели бизнеса, совершенствуются технологии, появляются новые запросы потребителей. Если работа была успешной, увеличился потенциал в финансовом плане и повысился имидж компании – ей предстоит возрождение. Коль в первом цикле она работала на свой имидж, то теперь имидж работает на нее. Бренд предприятия остается прежним, но его облик в широком смысле приобретает новые оттенки и свойства. Перед компанией стоит задача снова пройти тот же путь, но на более высоком уровне, и тогда перед ней откроются новые пути. Как правило, такие компании становятся обладателями всемирно известных брендов, их узнают на международном рынке. Приобретенный опыт становится более прочной основой для успешного воплощения новых проектов. Компания имеет для этого необходимые условия и инструменты.
Второй вариант: сворачивание деятельности, закрытие компании. Банальное закрытие предприятия происходит в том случае, если компания не справилась с задачами и не достигла поставленной цели, не получила ожидаемой прибыли или стала банкротом. Если у предприятия есть шансы продолжать деятельность, но есть причины, по которым она не может это сделать, происходит следующая трансформация, имеющая несколько вариантов:
- Слияние с компаниями, которые были партнерами.
- Разделение предприятия на отдельные структуры.
- Закрытие по личной инициативе управляющего органа, а не в связи с банкротством.
Имидж предприятия прямо пропорционален уровню ее развития
Имидж предприятия должен быть адекватным достигнутому уровню его развития в таких сферах деятельности:
- Стратегия развития.
- Имиджевая политика.
- Состояние внешнего и внутреннего имиджа и их взаимодействие.
- Качество представленного продукта.
- Сервисное обслуживание.
- Кадровый потенциал.
- Финансовая состоятельность.
- Рекламная деятельность.
- Участие в общественной жизни.
- Благотворительная деятельность.
- Способность к преобразованиям.
Сформированный имидж компании представляет собой совокупность всех перечисленных элементов. Они должны представлять собой единый организм, где каждый орган выполняет отдельную функцию, а в результате создается всемирно известный имидж. Такая компания может выйти на внешний рынок и продолжать свою деятельность на протяжении многих десятилетий.
Миссия имиджа: предвидеть будущее компании
В проекте развитие бизнеса обозначены функции, которые предстоит выполнить компании, их можно представить в форме миссии.
Имидж фирмы состоит из миссии, видения и философии. Чем уникальнее миссия, тем больше шансов у компании на длительную деятельность. С учетом имеющегося потенциала миссия раскрывает реальное настоящее и предвидит будущее.
Чтобы научиться предвидеть, нужно ориентироваться на следующее:
- Конкретное состояние дел в компании.
- Обобщение итогов работы за отдельные периоды.
- Стимулированный и настоящий уровень достижений.
Персонал компании должен обладать видением реального положения дел на перспективу. Благодаря воображению, можно предвидеть и осуществить в будущем качественный прорыв.